Петербургский театральный журнал о фестивале «ЧитiгенФЕСТ»

8 октября 2023 года на сайте Петербургского театрального журнала вышла статья театрального критика Айсылу Сагитовой «ЧИТIГЕН» — ЭТО БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА» о I Международном театральном фестивале спектаклей малых форм «ЧитiгенФЕСТ».

Хакасская поговорка гласит: «Человек определяет свою судьбу в общении с другим человеком». I Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм «Читiгенфест», проходивший в Абакане с 8 по 13 сентября, стал той площадкой, где собрались театры из Белоруссии, Азербайджана, Республик Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва и Чувашия, для того, чтобы встретиться друг с другом, поделиться опытом, показать себя, посмотреть на других и напитаться той силой и энергией, которой славится знаменитая хакасская земля. Раскинувшись в бассейне рек Енисея и Оби с притоками Абаканом и Чулымом, Хакасия считается уникальным музеем под открытым небом. Действительно, когда едешь по бескрайней степи, покрытой седым ковылем, из которого, словно стражи подземного мира, пугающе выглядывают древние могильные камни, невольно ощущаешь магическое присутствие духов. Кто хоть раз бывал в Хакасии, тот уже никогда не забудет ее умиротворяющих пейзажей и высокого синего неба, уходящего куда-то в космическую высь. А сами хакасы и по сей день не теряют связи с предками, находясь в гармонии с природой, чтят традиции и уверенно сморят в будущее.

Символично, что Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген», на базе которого проходил фестиваль, представил спектакль по произведениям Кобо Абэ «Сквозь снег» в постановке Тимура Кулова, где лейтмотивом проходит тема потерянности человека в современном мире, утратившего не только свои корни, но и самого себя. Пространство сцены представляет собой вагон поезда, направляющегося неизвестно куда. За окном-видеоэкраном проносятся поля, леса и до боли знакомые окраины российских городов: чем дальше движется поезд, тем зловещее становятся виды. Тимур Кулов ставит абсурдную драму с элементами комедии, где главными героями являются «вылезшие» из чемодана странные существа в облике обыкновенных людей, которые блуждают по вагонам поезда-жизни и забирают с собой живущих без цели и смысла обывателей. Актеры существуют в игровой, гротескной форме, но сам материал подан как бытовой. Все, как в жизни: вот проводник ходит по поезду с большой китайской сумкой и продает всякие ненужные вещи; вот семейная пара, попивая чай из стаканов в железных подстаканниках, говорит о будничных делах; вот блогерша ведет свой канал, где рассказывает о путешествии по Хакасии. Но есть что-то инфернальное в этой обыденности. Уж слишком тревожна музыка Арыслана Чебодаева, и постоянно гаснет свет, а в финале и вовсе начинают «вести беседу» предметы-палки. Это спектакль о том, что поезд с большой скоростью несет человечество в неизвестность, а люди, оказавшиеся здесь, не знают и не хотят знать, куда мчатся сквозь снег, безвольно и равнодушно отдаваясь потоку, управляемому злыми силами. Спектакль о поисках национальной идентичности за слаженную и гармоничную актерскую работу получил диплом «Лучший ансамбль».

Полная версия статьи о спектаклях фестиваля «ЧитiгенФЕСТ» и его лауреатах на сайте Петербургского театрального журнала: https://ptj.spb.ru/blog/chitigen-eto-bolshaya-medvedica/

Об авторе:

Айсылу Сагитова – член жюри Первого Международного театрального фестиваля спектаклей малых форм «ЧитiгенФЕСТ», театральный критик, доцент кафедры истории и теории искусства Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, кандидат искусствоведения, историограф Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, автор публикаций в башкирской прессе, в журналах «Страстной бульвар», «Бельские просторы», «Сэхнэ», в научных сборниках, зарубежных изданиях, г.Уфа.

Прокрутить вверх